Сергей Шулаков (Послесловие к роману "Лабиринт")
13.03.2016 16:02
ЗАГАДКА СТАРОЙ РУКОПИСИ
Послесловие к роману Александра ГУТОВА «ЛАБИРИНТ»
Лабиринт – один из знаковых моментов исторического детектива. Умберто Эко рисовал архитектурные ловушки прямо на страницах романа «Имя розы». Дэн Браун писал о хитросплетениях путей, выложенных цветными камнями на полу соборов Шартра и Амьена во Франции. Роман Александра Гутова - ЛАБИРИНТ не только по названию, но и по композиции и структуре текста.
Древнее сокровище – вот цель большинства сюжетных лабиринтов, выстраиваемых авторами исторических приключений. У Александра Гутова это старинные монеты, история их поисков напоминает игру в прятки. Заинтересованное блуждание в системе запутанных ходов выводит читателя к золоту испанских колоний и монетам Древней Азии, загадочным образом оказавшихся на Древней Руси.
Одним из закоулков Гутовского «Лабиринта» становится Версаль. Оживает грандиозная фигура Петра Великого, и начинается путь в очередной лабиринт: старинного текста... Французы показывают царю книгу на недоступном для парижских академиков языке. Петр с легкостью читает рукописное Евангелие дочери Ярослава Мудрого Анны, выданной замуж за французского короля… Невольной насмешкой звучит возглас одного из сопровождающих Петра: «А у нас на Москве, у Симеона или у Ильи, такое на каждый месяц… дьяк читает…».
В тексте отчетливо звучат православные мотивы. Подвижник, встретивший героя в оскверненном соборе, говорит: «Не пройдет и тридцати лет, и купола здесь заблистают золотом, и лики опять будут смотреть со стен...». Автор показывает неразрывную связь православия с историей нашей страны. «А ты, – продолжал он, – ступай в Клопский монастырь, у Новгорода – там есть рака с мощами Михаила Клопского, никто не знает, что он – Рюрикович, это я открыл. В Москве есть усыпальница Рюриковичей, в Архангельском соборе, и там, в Клопском монастыре. Таких усыпальниц только две на всю страну...».
Лабиринт приобретает дополнительный уровень: появляется «роман в романе», на стол редактора ложится тетрадь в потрепанной клеенчатой обложке - «Тайна старой рукописи»… Тексты переливаются один в другой, появляются новые ответы на новые вопросы, автору удаётся создать сложную, но в то же время прозрачную конструкцию, и это – настоящая писательская магия.
Роман «ЛАБИРИНТ» не кажется перенаселенным. Персонажи Алексея Гутова ожидают нас в закоулках, тупиках и на выходе лабиринта. Мы знакомимся с дворянским семейством Плещинских, похожих на булгаковских Турбиных. Перед читателем на стыке времён проходят люди всех сословий, от богатых купцов до беспризорников 1920-х годов и советских студентов. В финале лабиринт сужается до пространства шахматной доски. Ключ к выходу – в старинных шахматных фигурах. Барские игрушки, как пренебрежительно называет их один из героев, содержат в себе тайну, до разгадки которой читатель доберется, лишь преодолев многомерный, словно компьютерная проекция, лабиринт романа Александра Гутова. Преодолев, ручаемся, с увлечением.
Сергей ШУЛАКОВ