Подборка № 12
Кароль Фабрициус
Мой учитель становился замкнутым и нелюдимым,
а я еще успел застать его веселым и жизнерадостным;
но он уже тогда пережигал мир в черноту своих полотен,
и только жаркими углями горели на них пятна одежд.
Я не любил этой черноты,
я всегда любил солнечный свет
и мир, пусть и ослепительно холодный, под этим светом.
Но он не мог учить по-иному, и тогда я ушел,
ушел от него, когда он особенно нуждался в помощи.
От учителей надо уходить.
Говорили, что он стал совсем нелюдим,
ни с кем не общался и полностью разорился.
Я чувствовал свою вину перед ним.
Я больше никогда его не видел.
Он оставался там, на земле, и становился все несчастней.
Но как он писал в последние годы!
А может быть на том его полотне,
где слепой старик обнял обритого, как раб, юношу,
этот юноша я? Быть может, он ждал что я вернусь?
Но я так не вернулся.
Все произошло настолько быстро,
что я даже не успел ничего осознать:
это был взрыв порохового погреба,
взрыв необыкновенной силы.
Я узнал об этом потом, и уже было слишком поздно
восстанавливать наши отношения.
Автопортрет Тициана на картине"Наказание Марсия"
У него походка странная, углом,
и с красавицами каждый раз облом.
Прятался в глуши, стеснялся своего лица,
все мечтал о чем-то без конца.
Как-то раз, блуждая, флейту он нашел в лесу,
подержал немного на весу;
словно кровь по перепутьям вен;
музыка пошла спиралью вверх,
замер лес, шум чьих-то голосов,
замер птичий свист среди лесов;
тоненький тростник дрожал в руке;
замерли сатиры, бог в реке,
боги всех ручьев и всех текущих рек.
Так играл им недочеловек.
Позже кто-то слышал, как флейтист - лицом урод -
похвалялся богу дать игрою укорот,
пусть приходит, дескать, и рассудят все вокруг
лучше ли кифара и толпа его подруг.
Так или иначе, что-то слышал кифаред.
Он решил ответить - он не приверед.
Инструмент, как шпалер, вечно под рукой.
Бог ответил прямо, он такой.
Юный и красивый и дразнящий, как порок,
бог провел по струнам, бог запел, как бог.
Млела стайка юных, кто-то топал в такт.
Старичок-сатир смахнул слезу. Победа – факт.
Так или иначе – кто рассудит…столько лет…
Точно, что осталась кличка «кифаред».
И старик себе рисует, понимая что, - конец -
золотистый маленький венец.
Человек, который тайно не верил в Христа
Он вставал на рассвете, он вертелся, как белка,
его стегала, как плеть, минутная стрелка,
он любил есть всмятку, считал до ста,
человек, который тайно не верил в Христа.
Он мечтал свою изменить до предела,
раздавать интервью, ублажать свое тело,
но ни разу не выбил девяноста из ста,
человек, который тайно не верил в Христа.
Он подсчитывал риски при покупке обоев,
он радовал близких и боялся сбоев
в жизни, налаженной по частям,
и мечтал все это послать к чертям.
Он считал, что где-то есть ключ к программе,
в которой - судьба. Может даже в храме,
и научился пальцы складывать в щепоть,
но ему почему-то не помог Господь.
Он считал что готика - лучший из стилей,
он был похож на невротика. И его простили,
пропустили на лучшие в жизни места,
человека, который тайно не верил в Христа.
Он привык к охране, в ресторане к лоску,
он мелькал на экране, стал носить в полоску.
Только истины изрекали теперь уста
человека, который не верил в Христа.
За окном на стройке до рассвета - глухо,
на соседней койке дезертир Андрюха.
Два бомжа готовят чифирь в жестяной
кончилась зима, - время пахнет весной.
Он глаза откроет - потолка квадраты,
кто-то споро моет пол его палаты.
Весь сошел румянец, кожа - береста
у человека, который тайно не верил в Христа.